Поэзия Евгения Язова

Поэзия Евгения Язова не соответствует современному контексту. В ней отсутствует провокационность, пыл, стремление вызвать шок, а также бунтарство, страсть, острота момента и обращение к социальным проблемам. Её формы не относятся ни к одному из направлений, характеризующих современную литературу. На первый взгляд, она кажется холодной, лишенной эмоциональности и явно эгоцентричной. Такое впечатление возникло у меня после беглого прочтения нескольких стихотворений на одном из сайтов ещё до выхода книги. Это первое мимолётное заблуждение, которое не возникло бы, если бы я был более внимательным. Эта Поэзия (имя автора не имеет значения) является явлением сверхкультурным. Оно редкое, если не сказать уникальное, и обречено на получение некоторого внимания со стороны коллег (в лучшем случае), эпизодических восторженных отзывов от небольшого круга ценителей, на тишину и… бессмертие.

Не нужно говорить о том, что поэзия сейчас не самый популярный вид литературного творчества. Или, точнее, она стала настолько популярной, что перестала восприниматься как нечто недоступное, особенное и особо ценное. За это можно поблагодарить коммуникационные технологии, которые способствовали значительному увеличению числа творческих людей. Поскольку все умеют сочинять стихи, ценность поэзии стала недооцениваться. Каждый любитель рифмы уверен, что он является частью этого великого таинства. Но есть и обратная сторона медали: мы знаем имена известных современных писателей и популярных блогеров… но кто из нас может перечислить хотя бы одного современного поэта? Кого-то, кто вдохновляется богами, подобно Орфею? Какому издателю сейчас придёт в голову рискнуть и издать поэтическую антологию новых авторов? Или даже произведения одного автора? На это просто нет спроса. Как же отделить зерна от плевел? Поэтому прежде, чем начать разговор о творчестве Евгения Язова, следует признать его заслугу как покровителя и мецената. Возродить интерес к Поэзии, к духовному вдохновению, к божественному и прекрасному, найти единомышленников — это бесперспективное начинание, если не верить в него искренне, если не полагать, хотя бы на мгновение, на успех. Чтобы решиться на проект «Виноградарь» с его лирой и соловьями, недостаточно быть просто сумасшедшим, нужно быть настоящим романтиком, возвышающим Красоту: Мир, Человека, Чувства. Последним самураем.

Корни лирической поэзии находятся в песнях минстелей. Именно поэтому, на мой взгляд, автор выбрал эпоху зарождения стилистики, утверждения основных форм, канонов и критериев гармонии Слова, эпоху, когда формировалась традиция служения Прекрасной Даме. Недоступность — главное условие почитания. Возвышенность — основной признак истинной Поэзии. Поэт стремится почувствовать связь между земным и небесным, выразить её и заставить читателя почувствовать эту связь. Состояние возвышенности неизбежно возникает при чтении стихов Евгения Язова; они захватывают с первых строк и не отпускают, приближая нас к высшему — к Богу.

Автор не щадит читателя: сложность стиля, нетривиальный синтаксис, обилие имен собственных — исторических личностей, мифологических персонажей, лексика, относящаяся к другой эпохе, сюжеты и герои, ожившие из легенд прошлого. «Прочти! Пойми! Взлети!» — какая непоколебимая вера в интеллектуальное и духовное развитие человека! Какое страстное желание поднять его на крылья! Гигантский мост, простирающийся на века, соединяет поколения, сжимает время, дарит чувство генетической связи, общности душ, прочности непреходящих ценностей. «Слишком элитарно», — скажут скептики. Я не согласен. Любой носитель языка интуитивно понимает коннотативный смысл слов. Поэтому даже неопытный читатель ощущает внутренний подъем на подсознательном уровне. И если, под воздействием музыкальности текста, он захочет проникнуть в суть, то будет вознагражден: помимо эмоционального удовлетворения, он пройдет неизбежную инициацию в символику поэзии и искусства в целом, усвоит глубокую культурологическую сущность. Роза, дева, сад, вино, лоза, чаша, лира, источник, злаки, луна, роса, пастух (список не исчерпывающий) — концентрация символов в пропорции к общему объему слов произведений просто поражает. Однообразие? Нет, необходимость. Как правильно заметил немецкий поэт Готфрид Бенн: «Искусство возникает только благодаря повторам. Искусство требует повторов, только они придают стиль, только они дают публике ощущение неизбежности и роковой судьбы произведения искусства». Автор намеренно превышает дозировку, внедряет нужные образы в сознание читателя окончательно и бесповоротно, они становятся неотъемлемой частью системы мировосприятия, развивают художественный вкус, обогащают сферу чувств. В этом контексте стихи Евгения Язова — поэтическая евхаристия для непосвященных (и гораздо более привлекательная, чем изучение Лосева, Юнга и других теоретиков символики).

Однажды в одном из музеев я услышала историю о портрете бедной девушки. Известный художник и его ученик решили устроить соревнование, чтобы определить, чье мастерство лучше. Они отправились на рынок и выбрали обычную девушку в качестве модели. Она была босоногой, в скромном платье, сидела на коленях рядом с одной из прилавков. Художник спросил ее, согласится ли она позировать. Девушка смущенно согласилась, но попросила время, чтобы переодеться. Оба художника согласились, подождали, пока она переоделась, и каждый из них нарисовал ее портрет. Было решено, что сама девушка выберет лучший портрет. Она выбрала портрет, нарисованный учеником. Тогда художник разорвал свой портрет и спросил, почему она выбрала именно его ученика. Девушка ответила: «На вашей картине я увидела себя такой, какая я есть, а на портрете вашего ученика — такой, какой я хотела бы быть». В своем стремлении изменить свою внешность ученик уловил то, чего не смог уловить учитель — мечту о прекрасном. Иногда, чтобы увидеть истину, необходимо увидеть не отражение, а его противоположность. В современном мире так много безобразия, которое многократно отражено в массовом искусстве и языке, что невозможно испытывать радость от их освоения. С этой точки зрения поэзия перфекциониста Евгения Язова, которая восхваляет красоту, является практически актом протеста.

Умение видеть прекрасное в мироздании важнее и полезнее для души, чем обращать внимание на недостатки. И, конечно же, поэт всегда является посредником божественного слова, его произведения не о прошлом, а о вечном. Его взгляд представляет собой ретроспективу, позволяющую видеть будущее в прошлом и перспективу, открывающую прошлое в будущем, а его тонкие настройки являются верным показателем бессмертия. И что может быть более вечным, чем Бог, Любовь и Поэзия? Именно об этом следует думать и писать. В произведениях Евгения Язова нет поиска истины, она уже найдена и осмыслена: цените настоящее, живите, любите, творите. В этом заключается светоносность его поэзии.

Однако наибольший интерес и эстетический экстаз, по моему мнению, возникают у профессионалов — литературоведов, лингвистов и историков, когда речь заходит о творчестве Евгения Язова. Каждое его произведение является ювелирным шедевром и заслуживает отдельного изучения. Менестрели были очень образованными людьми своего времени. Называя себя одним из них или, по крайней мере, их наследником, автор не нарушает эту традицию. Было бы наивно полагать, что ценность его стихов заключается только в их красивой структуре. В этих стихах через множество символов зашифрованы размышления о природе творчества, поэзии, принципах устройства мира и человеческой психологии. Среди стихотворений можно найти реконструкции древних текстов, такие как «Quand je menai mes chevaux boire», «Наши свободные и счастливые души, или Контрафактура на Nos esprits libres» и «Augellin». Перевод «Битвы деревьев» Талиесина превосходен, это лучший перевод на русский язык. Есть стихи-портреты («Лукреция Борджиа»), стихи, толкующие исторические события и легенды («Последняя ночь Гильема де Кабестаня», «Десятый ангел на фасаде часовни св. Юлиана и св. Генесия, что на улице Жонглеров», «Ex fructibus eorum»), стихотворения, посвященные великим певцам-основоположникам любовной лирики. Хотя выводы относительно правильности могут быть спорными, я уверена, что все эти произведения устанавливают параллели с нашим сегодняшним днем, они отражают ситуации и являются откликом на жизненные эпизоды самого автора. Идея описывать настоящее через прошлое и, таким образом, предсказывать будущее по-прежнему вызывает восхищение. Непрерывное рождение и смерть, но вечны небесные связи. Бог и Слово. Поэзия и Музыка. Поэт и Муза. Из его любимых произведений можно выделить «Сад веселья», «Росную чашу», «Деву», «Розу», «Чашу Корбеника», «Задремал», «Короля в рубище», «Рыбака», «Короля-рыбака», «Восторгаюсь очами донны», «Сгорать в пламени любви», «Твою невидимую любовь» и другие.

Изучение множества слоев поэзии Евгения Язова — это титанический труд, возможно, даже невозможный. Не удивительно, если при изучении структуры его стихов будут обнаружены закономерности, связанные, например, с цветом или музыкой. Однако самое приятное — наслаждаться его лирикой, наслаждаться вином, слушать ангельские голоса, созерцать красоту вокруг и тогда, возможно, мы найдем ответ на загадку, почему Менестрель носит корону.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *