Я люблю:

 
 
 
Rambler's Top100
 
 
 
 

лекция «Конспекты по политологии»

Вид: лекция

Скачать бесплатно [19 K]


Предмет и содержание политологии как научнойдисциплины
Политология: полис (город, государство) и логос (наука, знание).Политология как отдельная отрасль науч. знания возникла в XIX в.Истор. формы изучения полит. явлений: 1. Религиозно-мифолог. форма( происхождение божеств. власти, власть от Бога, форма государствено-политическогоустройства имеет сверхестественное происхождение). 2. Философско-этическаяформа, проявляется в формирование полит. категорий, начинается теорет.исследование полит. процессов; все полит. институты анализируютсяс т.з. высшего блага для человека, анализируются идеальные конструкции.1. Современная политическая наука. В 1857г. политология оформиласькак отдельная самостоятельная дисциплина. В 1880г. организованашкола политической науки. В XXв. политология развивается активно,носит международный характер. Политологи объединились в международ.масштабе. В СССР политологии не существовало, она считалось буржуазнойлженаукой. Политология изучает институциональный аспект политики.1. Политология должна изучать устройство государства, все полит.институты, профсоюзы, партии и т.д. 2. Она должна изучать полит.идеи, институты, и то как субъекты используют эти институты дляреализации своих интересов. 1. Когда политология понимается какобщая интеграционная наука о политики во всех её проявлениях. Предметполитологии- это закономерности формирования и развитие полит. власти,формы и методы её функционирования и использования в государственноорганизованном обществе. Политология изучает: полит. сознание икультуру, полит. институты, субъекты политики, международ. отношения,избирательную систему, полит. интересы, власть и др. Политологияимеет свой категориальный аппарат (свои термины): государство, партии,власть, полит. режим, интересы, процессы и др. Она имеет свою системузакономерностей, которая характеризует полит. процесс. Несколькогрупп закономерностей: 1. Политико-экономические закономерности(соотношение политики и экономики). 1. Политико-социальные закономерности(развитие самой политической сферы, как процесс разделения властей,деятельность субъектов политики). 2. Политико-психологические закономерности(как влияет политика на психологию людей, этапы, сущность политики,взаимоотношение между личностью и властью). 3. Закономерности функционированияи военно-политической сферы (проблема военной политики).

Функции политолгии
1. Гносеологическая (теоретико-познавательная). Политология познаетполит. реальность, признаки развития. 2. Оценочная (аксеологическая).Политология оценивает политические явления. 3. Политической социализации.Формирует гражданственность, осознание человека как гражданина,субъекта полит. действий.
4. Мотивационно-регулятивная. Оказывает влияние на политическоеповедение человека, формирование его полит. культуры. 5. Прогнозическая(эврестическая). Создание будущих моделий полит. устройства общества.6. Рационализации полит. жизни. Анализ реальных полит. процессов,придание им «работоспособности».

Методы изучения политологии
3 группы: 1. Методы общелогические. Формы организации позновательнойдеятельности: дедекция, индукция, анализ, синтез, моделированиеи т.д. 2. Методы эмпирических исследований, в основном, из социологии.Включение наблюдения, метод контент-анализа - метод анализа текста,опрос, внешнее наблюдение. 3. Политологические методы. В политологииметоды связаны напрямую: а) Социологический. Метод выяснения зависимостиполитики от других сфер общественной жизни, социальной обусловленностиполитики. б) Нормативный (нормативно-ценностный). Метод, предпологающийисследование политики с точки зрения проблемы общего блага. Предпологаетсявыработка и создание моделей полит. устройства. в) Функциональный.Изучение взаимовлияния разных политических явлений, изучение полит.системы изнутри. (Маккеовелли стал использовать его первым из первых- политика и мораль не взаимосвязаны.) г) Бихевиористский. Требуетиспользования методов естественных наук в политологии. Изучениеполитики посредством анализа поведения субъектов политики. Поведениебольших груп (партий и т.д.) может быть сведено к поведению отдельногочеловека. Политич. явления могут быть измерены количественно. Доминирующимимативами полит. поведения объявляются полит. потребности и интерес.д) Системный. Рассмотрение любого полит. события, явления, как сложногосистемно-организованного явления; возможна самоорганизация и саморазвитие.е) Институциональный. Изучение институтов с точки зрения методологии.ж) Антропологический. Изучение любого полит. явления с т.з. природычеловека как родового существа, у которого есть набор потребностей.1) Он исходил из принципа постоянства фундаментальных, родовых качествчеловека. 2) Единство человеческого рода не зависит от рассовых,географических, этнических, социальных разлиций. 3) неотъемлемыйхарактер естественных прав человека и доминирование личных интересовнад интересами государства и общества. з) Психологический. Ориентируетсяна изучение субъективных механизмов полит. поведения. Роль индивидуальныхкачеств человека. Теория Фрейда. и) Деятельностный. Специфическаяформа управления обществом. к) Сравнительный. Нацелен на сапостовлениеоднотипных, однопорядковых полит. явлений. л) Исторический. Рассмотрениеполит. процессов во временном аспекте.

Социально-политические учения Средневековья
Основная характеристика этапа: развитие социально-политической мыслив основном усилиями религиозных деятелей, обоснование теологическойтеории политической власти, изучение роли, религии, церкви, государствав политики. Для Средневековья характерен приоритет церкви передгосударством, церковь выше, чем государство. Идея о божественномхарактере мирового порядка. Человек должен смириться перед властью.Смирение и послушание по отношению к власти. Появляется идея равенствавсех людей перед Богом, как предпосылка создания концепции естественныхправ человека. Анализирует разные формы правления. Выделяется монархия.Вопрос о разделении властей: светской и церковной.

Политические учения эпохи Возрождения иНового времени
Эпоха Возрождения. Представители: Николла Маккеовелли, Томас Морр,Томаза Компанелла. 1. Освобождение политю науки от теологии. 2.Развитие гуманистических начал. 3. Анализ проблем прав и свободчеловека, закона и государства. В центре стоит человек в социально-полт.проблемах. Социально-полит. порядок, как результат деятельностисамого человека. Николла Маккеовелли: политика, как сфера исследования,полит. процессы уподобил к естественным процессам, связь политикии экономики, в основе полит. поведения лежит не мораль, а выгодаи сила, церковь как политический институт, ее служебная роль поотношению к государства. Томас Морр, Томаза Компанелла: говорято наилучшем государственном устройстве, главный принцип - принципсправедливости.
Новое время. Представители: Шарль Луи Монтескъе, Руссо, Гобс, Кант,Вальтер. 1. Формирование либеральной политической идеологии. 2.Обоснование необходимости разделения властей. 3. Разработка вопросовправового государства. 4. Анализ механизма функционирующиего в буржуазнойдемократии. 5. Формировании концепции прав и свобод гражданина.Шарль Луи Монтескъе: Теория географического детерминизма - формагосударственного устройства определяется географическим положением.Право, как регулятор отношений между государством и обществом. Понятиеполит. свободы - свобода, ограниченная законом. Гобс и Локк: Теорияобщественного договора. Жан Жак Руссо (республиканец): Власть вгосударстве должна принадлежать народу, принцип народного суверинитета.Причина возникновения государства - существование социального неравенства.Вопросы демократии. Эмануил Кант: создает теорию правового государства- верховенство имеет закон. Гегель: соотношение государства и гражданскогообщества, свобода личности реализуется в праве частной собственности.

Политические учения в истории России
Тенденции отрыва от реальной действительности - излишняя теоретиорезированность.Анализ этических проблем политики. Умозрительный характер концепцииобновления полит. системы. Периодизация полит. мысли. 1 эпоха (11-17в.). 2 эпоха (17-19 в.) - от реформы Петра 1 до восстания декабристов.3 эпоха (2 пол. 19в., 1917 г.) - окончательное оформление национальногосамосознания. 4 эпоха (1917-1992) - советская Россия. 1 этап. Вотличие от Запада в России полит. учения обосновывались интересамиобщины, общества, государства. Религиозная окраска, развитие в недрахправославного мировоззрения. Ярко выраженные практические направленияполит. иссл.. Метрополит Илларион. Слово о законе и благодати. Соотношениеправа и морали. Их соотношение в политической жизни общества. 1этап - ветхий завет, 2 этап - новый завет. Божественное происхождениевласти. Единодержавие (князь). Ответственность князя за его подданных«повесть временных лет» происхождение Российского государства. Идеимирного характера политики племен. Владимир Маномах. «Поучение детям».Вопрос об организации власти. Взаимодействие великого князя и советадружины. Взаимоотношение в советской духовной власти. Противниккровной мести. Новгородская летопись, анализирует проблемы демократии.Вече выше власти князя. Слово о полку Игореве - идея объединенияслав. племен. Даниил Заточник. Идея создания постоянного войска.Идея осуждения боярственного самоуправства, противопоставление бояринаи князя. Нил Сорский, Иосиф Володский. Церковь и государство. Церковьподдерживает государство, а государство помогает церкви. Разделениефункций. Недопустимость преследования человека за его взгляды. МаксимГрек. Не только наследственная, но и выборная власть. Судопроизводствона Руси. Выступает против поединка, как средства разрешения судебныхспоров. Использует сведетельские показания и клятву. Против взяточничества.Разделение вопроса о происхождения власти и вопроса о ее функционировании,разделение светской и церковной власти. Монах Ерофей - Москва кактретий Рим. 2 этап. Завершение преобразования сословно-представительноймонархии в абсолютную. Контроль церкви за государством. Идеи просвещенногосамодержавия. Юрий Крижанич. Правельные и неправельные формы правления.Правельные: 1. Совершенное самовластие. 2. Боярское самовластие.3. Пасадское правление. Неправельные: 1. Тирания. 2. Олигархия.3. Анархия. Пракопович, Татищев, Иван Посатков. Теория просвещенноймонархии. Слабая система права. Десницкий. Конституционная монархия.Классификация видов права: 1. Государственное право (отношение междугосударством и отдельными частными лицами). 2. Гражданское право.3. Уголовное право. Судебное рассматривается между отдельными лицами.Суд присяжных - со всех сословий. Декабристы. Пестель. Сторонникидеи общественного договора. Выделение естественных прав человека.Теория естественного равенства. Республика - принцип разделениявластей. 1. Законодательная власть - народное вече - однопалатныйорган, 120 человек, выбирается на 5 лет. 2. Исполнительная власть- державная дума. 3. Блюстительная власть - верховный собор, слежениеза деятельностью первых и вторых властей. Уничтожение всех сословийи титулов. Избирательное право у мужчин старше 20 лет. Необходимостьфизически уничтожить самодержавие. Способ достижения республиканскогоправления - военно-революционный переворот. 3 этап. Спиранский.Оформление правовым образом сословного статуса общества. Высшеесословие. Дворянское - политическое, гражданское, право владениеземлей наделенной крестьянами. Среднее сословие - владельцы всехформ недвижимости - одинаковые гражданские права. Гражданские праваодинаковы, полит. ценз определяет размер собственности. Народныемассы - только гражданские права. Необходимость отмены крепостногоправа. Принцип разделения властей. Исполнительная, законодательная,судебная власть. Местное самоуправление. Борис Чечерин. Противниккрайних форм правления. Смешенное правление, смешенная цензоваяреспублика. Новгородцев. Идея правового государства. Современнаяполит. мысль. Идеология - теоретическое оформление интересов определенногокласса, группы. Неолиберализм. Дориндорф, Фридман Свобода, ее принципы.Роль государства должна быть сведена к минимуму. Свобода эк. преждевсего. Обогощение жизненных шансов - возможность человеческого увеличения,если нормально развивать экономику. Основой развития экономики выступаетрынок. 70-80 г. на Западе. Неоконсерватизм. Тетчер. Рейган. Ориентацияна деколективизацию (индивидуализация трудовых отношений). Усилениеконкуренции между работниками. Отказ от доктрины полоной занятости.Протиз концепции участия наемных работников в управлении. Вместоучастия в управлении предпологается соучастие в собственности. Этапприватизации. Возрождение авторитетов соц. институтов: семья, школа,церковь. Социал-демократия. Социализм и демократия. Социализм можетбыть осуществлен только путем демократии, а демократия может развиватьсятолько при социализме. Идеи свободы - центральная идея. Не выступаютпротив частной собственности. Свобода в экономике, возможность существованиясмешенной экономики - равное право на существование индивидуальной,коллективной и других форм собственности. Социал-демократы утверждают,что они защищают интересы не только рабочего класса, а всего общества.Стремление «солидарного» общества - функционирование системы соц.обеспечения (здравохранения, образования и т.д.). Стремление увеличитькачество жизни. Все заботяться друг о друге, осознание пренадлежностик единому обществу.

Политика ка социальное явление
Политика всегда связана с идеологией, связь с государством. Основныепризнаки политики: 1. Политика всегда отражает интересы большинствасоц. групп, реализация этих интересов. (нация, народности, классы,конфессии) 2. Политика связана с решением проблем существованияи функционирования государства. Политика - участие в делах государства.3. Связь с проблемами власти - деятельность по завоеванию, удержаниюи использованию госуд. власти. 4. Обязательное наличие идеологии,которая определяет цели, задачи, стратегию и тактику полит. деятельности.Политика это идеологизированная деятельность в сфере отношений междубольшими соц. группами по поводу установления и функционированияи установления госуд. власти в целях реализации общественно-значимыхинтересов и потребностей этих соц. групп. Политика - это наука иискусство. Полит. курс должен быть научно обоснован (цели, задачи,движущие силы, ресурсы, люди и т.д.). Политика - искусство управлениялюдьми (творчество, импровизация, полит. предвидение, воображениеи т.д.). Классификация политики: 1. По направлению: а) внешняя (региональныеотношения с другими государствами, между организациями); б) внутренняя(деятельность государства и др. полит. субъектов, ориентированныхна решение проблем внутри страны, сохранение или реформированиесуществующего соц.-полит. строя). 2. По сферам общественной жизни:а) экономическая; б) духовная; в) военная; г) социальная; д) в областиспорта и т.д.. 3. По субъектам политической деятельности: а) государственная:местная, региональная, международная, национальная; б) политическихпартий; в) общ.-полит. организаций и движений; г) средств массовойинформации; д) трудовых коллективов. 4. По приоритетному направлениюдействий: а) нейтралитета; б) национального премирения; в) открытых,закрытых дверей; г) большого скачка и т.д. Взаимосвязь политикис другими сферами, явлениями общественной жизни. 2 вида взаимосвязи:1. Причинно-следственные связи: детерминированность одних процессовдругими. 2. Связи функциональные: разные сферы общественной жизнирассматриваются как равноправные. Политика и право, политика и моральи т.д. 1. Политика и экономика, политика зависит от экономики: политикавозникла на определенной ступени эк. развития. Развитие производительныхсил - излишки произв. - разделение труда - частная собственность- классы - государство - политика. 2. Экономические отношения (поповоду собственности) определяют направление, характер, содержаниеполитики. 3. Политика в свою очередь влияет на экономику: толькозахватив полит. власть клас может может осуществлять свои эк. интересы.Политика предает экономике законное, правовое оформление. Политикаопределяет пути и методы решения эк. проблем. Политика может определятьтемпы развития отдельных сфер экономики. Политика и мораль - функциональные.1. Мораль подчиняет себе политику. 2. Полный разрыв между политикойи моралью (Маккеовелли - «цель оправдывает средства»). 3. Политикаи мораль тесно взаимосвязаны, политика вне морали не существует.Политика и право, политика и религия и т.д. Идеология - теоретическоеоформление классов, групп, включающее цели, интересы, мотивы и т.д.Функции политики: 1. Главная функция политики - это выражение властно-значимыхинтересов всех групп и слоев общества. 2. Предание обществу целостностии определеной организации. 3. Функция поддержания общественногопорядка и стабильности в обществе. 4. Руководство и управление общественнымипроцессами. 5. Обеспечение инновационности соц. развития.

Взаимосвязь политики с другими сферамижизни общества
Существует 2 вида взаимосвязи: 1. Причинно-следственные (детерминационные):политика и экономика. 2. Функциональные - разные сферы жизни обществарассматриваются одноур., однопоряд.. (Политика и религия, политикаи право, политика и мораль). Политика и экономика: (1). (экономикавлияет на политику): 1.Политика возникает на определенном этаперазвития экономики - развитие производственных сил - производства- разделение труда - частная собственность - появление классов -государство - политическая сфера. 2.Экономические отношения преждевсего по поводу собственности, обуславливают характер, содержаниеи направленность политики. (Демократия - рыночная экономика) 3.Политика действует соответственно с экономическими законами. (2).Политика влияет на экономику: 1. Только установив свою власть, кл.может осуществить свои экономические интересы. 2. Политика предаетэкономике законное оформление. 3. Она определяет пути и методы решенияэкономических проблем. 4. Политика может влиять на темпы развитияэкономики и предает ей научное обоснование. Политика и мораль. 1.Политика подчиняется морали. (Нравственная, гуманная политика -Арист., Конф.) 2. Политика развивается вне морали (независимо).3. Существует взаимодействие между политикой и моралью.

Понятие, сущность и содержание политическойвласти
Власть - это способность и возможность оказывать определенное воздействиена поведение и и деятельность людей с помощью определенных методов(авторитета, права, насилия и т.д.). Основные характеристики власти:Власть - это волевое отношение. Наличие некой организации. Возможностьпринуждения в отношении общества и личности. Монополия на регламентациюжизни общества. Концепции власти: 1. Бихевиористкая концепция (поведение,особый тип поведения субъекта). 2. Темологическая (учение о цели)- власть, как возможность достижения определенных целий. 3. Инструменталистский- власть, как возможность использования определенных средств, определенныхинструментов, методов. 4. Структуралистская концепция - власть,как отношение в определенной структуре между управляющими и управляемымии т.д. 5. Психологическая - власть, как совокупность специфическихчерт характера человека. 6. Теологическая - религиозная. Источникивласти: 1. Сила (физическая). 2. Богатство. 3. Организация. 4. Знаниеи информация. Власть низшего качества - сила. Власть среднего качества- богатства. Власть высшего качества - знание. Семейная власть,экономическая, военная и т.д. Общественный характер власти - функционированиеопределенного аппарата. Субъект и носитель власти в общественноммнении отождествляется. Носитель власти - это тот, кто непосредственноее осуществляет (президент, депутат, министр, король, царь и т.д.).Субъект власти - тот, в чьих интересах власть действует (индивид,соц. общности, группа, клас, нация, народность, партия, коллектив).Субъект власти - госуд. аппарат, правящая элита, лобби. Средстваосуществления власти: 1. Право. 2. Авторитет. 3. Убеждения. 4. Традиции.5. Принуждение. Механизм функционирования власти. Принцип предвидения.Разделение на власть светскую и церковную. В рамках светской власти.Разделение полномочий между центром и регионами.

Политическая система общества: понятиеи структура
Политическая система общества - это сложное отношение принципов,которые складываются в обществе для осуществления политической власти.Понятие политическая система вошло в политический лексикон в серединеXXв. Общепризнанными основоположниками являются американские политологиД. Истон и Альмонд. Альмонд считает, что политическая система –это различные нормы поведения государственных систем. Политическаясистема возникает в процессе деления общества на классы и появлениягосударства. В процессе своего развития она становится всё болеесложной и разветвлённой. Само развитие протекает по объективнымзаконам функционированного общества. Оно зависит от уровня экономического,социального развития общества. Экономические связи влияют двояко:1. На распределение политической власти. 2. Обуславливают политическуюстабильность. Политическая система представляет собой необходимыймеханизм, по средствам которого осуществляется принятие реализационныхполитических решений, политический процесс в целом. Структура политическойсистемы: 1. Политическая организация. 2. Политические отношения.3. Политические принципы и нормы. 4. Политическое сознание и культура.5. Политическая организация включает, прежде всего, институты связанныес функционированием политической власти: государство, политическиепартии, общественно-политические движения. Все более самостоятельнымэлементом политической организации становятся трудовые коллективы,СМИ. Возрастает политическая роль церквей, а также религиозных группдавления. В демократическом обществе общественные организации автономны.В тоталитарном и авторитарном обществе политические партии, общественныеорганизации строго подчинены правящей элите. Поэтому их естественныефункции деформированы. Политическая роль СМИ обусловлено, преждевсего, тем, что они являются достаточно самостоятельными предприятиямипо производству политической информации, их возможности связаныс тем, что они имеют широкий доступ. Политическая роль церкви обусловлена,прежде всего, массовостью его воздействия. Церковь используетсядля разрешени


назад | 1 2 3 | вперед