Я люблю:

 
 
 
Rambler's Top100
 
 
 
 

дипломная работа «Тарифно-таможенное регулирование внешнеэкономической деятельности»

Вид:дипломная работа

Описание

Таможенный тариф как инструмент регулирования внешнеэкономической деятельности. Нормативно-правовые основы осуществления тарифного регулирования в РФ. Таможенная пошлина: правовая и экономическая природа, функции и виды. Тарифные методы.

Скачать бесплатно [103 K]


чества, участники совещания достигли договоренности о необходимости создания Совета руководителей таможенных служб государств - участников СНГ. В последующем к ним присоединились таможенные службы Казахстана, Киргизии и Узбекистана Там же. С. 16..

Принципиально важным направлением деятельности Совета руководителей таможенных служб в последние годы стала организация взаимодействия со структурами отраслевого сотрудничества СНГ. Документы, принятые по инициативе Совета руководителей таможенных служб, были положены в основу правовой системы Таможенного Союза, ставшего одной из наиболее активно развивающихся структур в СНГ.

Ускоренные интеграционные процессы между Россией и Белоруссией отразились на таможенных отношениях между двумя странами. В результате Таможенный союз был создан 6 января 1995 г. как «союз двух»: России и Беларуси. 20 января того же года к нему присоединился Казахстан, в марте 1996 г. - Кыргызстан, а в 1998 г. - Таджикистан. В настоящее время в рамках СНГ существуют три международных объединения таможенных служб: Совет руководителей таможенных служб государств- участников СНГ; Совет руководителей таможенных служб государств- участников Таможенного союза; Таможенный комитет Союза Беларуси и России Там же. С.18..

Вступление в ноябре 1998 г. Кыргызской Республики в ВТО приобретает особую значимость. Согласно ее официальной позиции по участию в рамках подписанных соглашений и договоров о Таможенном союзе, республика «будет использовать все имеющиеся возможности по развитию и укреплению Таможенного союза с учетом норм и правил, применяемых в международной практике и своих обязательств в ВТО». В своих предыдущих заявлениях Кыргызская Сторона также заявляла, что она сможет участвовать в формировании Таможенного союза только на условиях, вытекающих из ее членства в ВТО, как в части торговли товарами, так и услугами. По существу это означает, что вся схема дальнейшего формирования Таможенного союза должна основываться не на достигнутом уровне гармонизации торговой политики «пятерки», а на базе тарифных и нетарифных обязательств Кыргызстана, взятых в ВТО.

Эксперты правительств Сторон проанализировали материалы о соответствии обязательств Кыргызской Республики, принятых в рамках ВТО - обязательствам в рамках Таможенного союза. Сделан вывод о том, что условия, на которых Кыргызская Республика вступила в ВТО носят весьма либеральный характер и предусматривают присоединение практически ко всем необязательным соглашениям и «секторальным» инициативам, резко ограничивают возможности защиты и поддержки своего аграрного сектора, практически полностью открыли доступ нерезидентам на свой рынок услуг во всех его секторах, в том числе и в финансовом секторе. Кыргызстан взял на себя обязательство не превышать ставок существующего импортного тарифа либо держать их на более низком уровне. Из указанных обязательств Кыргызстана более половины товарных позиций имеют ставки на 10-20 и более пунктов ниже, чем ставки ввозных пошлин в предлагаемых условиях вступления в ВТО Республики Казахстан, Республики Беларусь и Российской Федерации, что относится и к особо важным для внешней торговли товарам. Снижение импортных ставок других стран Таможенного союза до уровня ставок Кыргызстана означало бы их отказ от разумной защиты национальных товаропроизводителей. По экспертным оценкам число совпадающих ставок Таможенного тарифа Кыргызской Республики с Общим таможенным тарифом, согласованным в рамках трех государств, составляет около 14 процентов Исингарин Н.К. Таможенный союз: дела и планы. - Алма-Аты: Оф «БИС».- 2000. С.108..

Влияние вступления Кыргызской Республики в ВТО на государства- партнеры Таможенному союзу было предметом рассмотрения этого вопроса на заседании Совета глав правительств. Правительством Сторон совместно с Интеграционным Комитетом поручено продолжить работу относительно оценки экономических последствий присоединения Кыргызской Республики к ВТО и поиска вариантов действий с учетом официальной позиции Правительства Кыргызской Республики по ее дальнейшему участию в реализации соглашений о Таможенном союзе.

Особое значение для формирования единого таможенного пространства Белоруссии и России имеет Договор об образовании Сообщества, заключенный 2 апреля 1996 г. Впоследствии этот договор утратил силу, поскольку в 1999 г. был заключен новый - О создании Союзного государства Российской Федерации и республики Беларусь Федеральный закон РФ от 21 мая 1996 г. № 43-ФЗ «О ратификации Договора о создании Сообщества Белоруссии и России //СЗ РФ. 1996. № 22 Ст. 25802 См.: СЗ РФ. 2000.№ 7 Ст. 786

. В рамках союзного государства действует Таможенный комитет Союзного государства, преобразованный из Таможенного комитета Союза Беларуси и России. Важным направлением деятельности таможенного комитета является принятие правовых актов, в том числе в сфере правоохранительной деятельности таможенных органов. Например, 15 июня 1999 г. Коллегия таможенного комитета Союза Беларуси и России приняла постановление «О взаимодействии Белорусских и Российских таможенных органов в сфере борьбы с таможенными правонарушениями», а также Положение о взаимодействии таможенных органов России и Беларуси в борьбе с таможенными правонарушениями.

Всего со времени создания Таможенного комитета двух государств по вопросам таможенного сотрудничества в процессе осуществления совместной правоохранительной деятельности принято 12 правовых актов. С 1 января 2005г. Россия и Белоруссия планировали создать общее валютное пространство: российский рубль должен был стать единым платежным средством на территории обоих государств Козырин А.Н. Таможенное право России. Общая часть. М.: 1995. С. 20..

Активно участвует в межгосударственном сотрудничестве не только Белоруссия, но и Казахстан - одно из немногих государств СНГ, которое на протяжении десяти лет с момента подписания Соглашения о принципах таможенной политики проявляет неподдельную заинтересованность в создании единого таможенного пространства. В результате взаимодействия России, Белоруссии и Казахстана были подписаны Меморандум об участии в тройственном Таможенном союзе других заинтересованных государств Меморандум Правительства Республики Беларусь, Республики Казахстан и РФ об участии в тройственном
Таможенном союзе других заинтересованных государств от 28 января 1995г. // Российская газета. 1995.5мая., Соглашение о Таможенном союзе Меморандум Правительства Республики Беларусь, Республики Казахстан и РФ об участии в тройственном
Таможенном союзе других заинтересованных государств от 28 января 1995г. // Российская газета. 1995.5мая..

Результатом многосторонних переговоров правительств государств СНГ стало подписание Договора между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой, Российской Федерацией и Республикой Таджикистан об учреждении Евразийского экономического сообщества Договор о создании Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000г.// СЗ РФ. 2002. (далее - ЕврАзЭС). Это новая международная организация, созданная согласно ст. Договора, «... для эффективного продвижения процесса формирования Договаривающимися Сторонами Таможенного союза и Единого экономического пространства». Структуру ЕврАзЭС составляют: Межгосударственный Совет - высший орган, состоящий из глав государств - участников Соглашения, рассматривающий принципиально важные вопросы организации; Интеграционный комитет - постоянно действующий орган, решающий конкретные вопросы, возникающие в процессе деятельности организации; Межпарламентская ассамблея - орган парламентского сотрудничества, который непосредственно реализует функцию по унификации таможенного законодательства участников организации, разрабатывает законодательные акты и их типовые проекты по таможенной проблематике; Суд Сообщества, обеспечивающий единообразное применение на территории государств - участников организации договоров и соглашений, решает споры между Договаривающимися сторонами по вопросам применения таких договоров; дает по ним разъяснения и представляет заключения. Вопросы организации работы и финансирования ЕврАзЭС также решены в рамках Договора Ершов А.Д. Международные таможенные отношения. СПб., 2000. С. 82.

.

В результате деятельности указанной международной организации было рассмотрено более 15 проектов новых нормативных актов, принято Решение Совета руководителей таможенных служб при Интеграционном комитете ЕврАзЭС «О принятии типовой технологической схемы таможенного оформления и таможенного контроля товаров, перемещаемых физическими лицами в упрощенном льготном порядке через внутренние границы государств - членов ЕврАзЭС в пунктах пропуска, расположенных в аэропортах» Документ принят в г. Москве 19 декабря 2001 г. // Спр.-информ. система «Консультант-Плюс»

.

Особое значение для совместного проведения правоохранительных мероприятий с таможенными службами стран ближнего зарубежья имеет нормативно- правовое регулирование такого сотрудничества. С момента подписания Соглашения о принципах таможенной политики Россия заключила с каждым государством СНГ и бывшими республиками СССР соглашения, касающиеся взаимной административной помощи по таможенным вопросам и предотвращению таможенных нарушений.

Таким образом, страны- участники СНГ достаточно плодотворно продвигаются в направлении создания Таможенного союза, несмотря на непростую геополитическую ситуацию.

В области таможенно - тарифного регулирования принятое соглашение об Общем таможенном тарифе от 17 февраля 2000 года является основой единой тарифной политики, содержит механизм согласования и принятия единых ставок ввозных таможенных пошлин. Этот документ упорядочивает и конкретизирует основные элементы и методы формирования единой тарифной политики, предусматривает сроки формирования и введения Общего таможенного тарифа.

Создан Базовый перечень единых ставок ввозных таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на таможенные территории государств - Сторон из третьих стран, и систематизированный в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств (ТН ВЭД СНГ). Он охватывает около 60% единых ставок по ТН ВЭД СНГ и распространяется на три государства-партнера: Беларусь, Казахстан и Россию. Указанные ставки регулярно «увязываются» сроком на шесть месяцев. Определено, что Кыргызстан и Таджикистан будут присоединяться к формированию Общего таможенного тарифа поэтапно.

Систематически пересматриваются и согласуются таможенные тарифы тех товаров, по которым расхождение ставок ввозных таможенных пошлин не превышает, пять процентных пунктов, и по которым расхождение ставок ввозных таможенных пошлин превышает, пять процентных пунктов (их доля в ТН ВЭД СНГ составляет порядка 15 и 25% соответственно).

Утвержден Перечень наименее развитых стран-пользователей согласованной системы преференций государств-участников Таможенного союза. Товары, происходящие из 47 стран, вошедших в этот Перечень, при ввозе в Республику Беларусь, Республику Казахстан и Российскую Федерацию таможенными пошлинами облагаться не будут Исингарин Н.К. Таможенный союз: дела и планы. - Алма-Аты: Оф «Бис». - 2000. С. 99..

Завершая обзор такой актуальной и важной в сфере экономической интеграции темы о таможенных союзах, заметим, что касается государств - членов Таможенного союза, то, оставаясь самостоятельными суверенными субъектами международного права, они сохраняют возможность участия в управлении образованной ими общей таможенной территорией и вместе с тем делегируют часть своих суверенных прав Таможенному союзу в лице создаваемого из представителей договаривающихся сторон органа, правомочного в пределах закрепленной за ним компетенции принимать решения, которые после их ратификации государствами - членами становятся юридически обязательными.

В отношении практической работы по формированию Таможенного союза: здесь есть и положительные, и отрицательные результаты. К положительным можно отнести преодоление тенденции к падению взаимного товарооборота стран-участниц Таможенного союза.

К нерешенным проблемам на пути формирования Таможенного союза следует отнести проблемы, затрагивающие дисциплину выполнения обязательств по заключенным соглашениям в рамках Таможенного союза: его участники изменяют ставки таможенного тарифа; не полностью устранены и существенные различия в нормативной базе, регулирующей внешнеэкономическую деятельность, и расхождения в торговых режимах с третьими странами.

2.3. Система механизмов таможенно-тарифного регулирования ВЭД

В процессе строительства системы внешнеторгового регулирования уже накоплен богатый опыт, и этот опыт заслуживает тщательного анализа. Рассматривая механизмы таможенно-тарифного регулирования ВЭД, необходимо учитывать, что механизм регулирования должен вписаться в международную торговую систему. Страна, которая не считается с действующими в мировом хозяйстве нормами и правилами, обречена на постоянные торговые конфликты и будет оставаться на периферии международного разделения труда. Только участие во Всемирной торговой организации откроет российским товарам доступ на ряд рынков, которые для них до сих пор фактически закрыты, позволит прекратить дискриминацию российского экспорта, даст возможность рассматривать спорные вопросы в международных инстанциях. Необходимо научиться отстаивать национальные интересы теми методами, которые сегодня признает ВТО. Постепенное приближение таможенного регулирования к этим требованиям нужно организовать таким образом, чтобы не нанести существенного ущерба национальным интересам Козырин А.Н. Таможенное право России. Общая часть. М.: 1995. С. 20.

.

С целью повышения эффективности действия ставок ввозных таможенных пошлин, в первую очередь с точки зрения выполнения протекционистских и фискальных функций таможенного тарифа, ГТК России, начиная с 1992 г., активно разрабатывает предложения о применении специфических и комбинированных ставок ввозных таможенных пошлин.

Специфические и комбинированные ставки ввозных таможенных пошлин применяются в отношении значительного количества продовольственных товаров, алкогольных напитков, табачных изделий, одежды, обуви, телевизионной и видеотехники, легковых автомобилей, мебели.

Применение данных видов ставок ввозных таможенных пошлин позволяет, во-первых, в значительной степени минимизировать потери по уплате таможенных платежей в случаях декларирования товаров с использованием умышленно искаженных данных по таможенной стоимости, а во-вторых, в определенной степени препятствовать ввозу товаров низкого качества Никольский С.О внешних таможенных пошлинах. М.: 1865. С. 8 9..

Необходимо, чтобы дальнейшая работа в этой области проводилась по следующим двум основным направлениям:

первое - подготовка предложений по дальнейшему расширению номенклатуры товаров, облагаемых комбинированными и специфическими ставками ввозных таможенных пошлин;

второе - разработка предложений по оптимизации существующих комбинированных и специфических ставок ввозных таможенных пошлин, в том числе и с целью обеспечения максимально возможного фискального и протекционистского эффекта таможенного тарифа в отношении отдельных товаров.

Помимо протекционистской функции таможенного тарифа, важное значение имеет его регулятивная функция, заключающаяся в создании благоприятных условий для ввоза на территорию Российской Федерации отсутствующих полностью или частично на внутреннем рынке сырья, комплектующих элементов, оборудования и других товаров, необходимых для организации успешного функционирования отечественного производства. Участвуя в разработке предложений по уровню ставок ввозных таможенных пошлин на товары, необходимые для успешного функционирования и дальнейшего развития отечественной промышленности, ГТК России, в частности, исходит из следующих соображений:

- соблюдая принцип эскалации таможенного тарифа, предполагается, что ставки ввозных таможенных пошлин на большинство готовых изделий должны быть выше ставок на сырье или комплектующие элементы, из которых они изготавливаются;

- необходимость обложения минимальными ставками ввозных таможенных пошлин технологического оборудования и сырьевых материалов, производство которых в Российской Федерации отсутствует и в ближайшей и среднесрочной перспективе не планируется Пресняков В.Ю. Таможенная политика России на современном этапе. - М.: РИО РТА, 1996.- С.30..

Немаловажное значение в механизме таможенно-тарифного регулирования занимает схема преференций Российской Федерации, в соответствии с которой в отношении ряда товаров, происходящих из развивающихся стран, предоставляются тарифные преференции. Кроме этого, в соответствии с международными соглашениями, участницей которых является Российская Федерация, тарифные преференции предоставляются для товаров, происходящих из государств- участников СНГ Никольский С.О внешних таможенных пошлинах. М.: 1865. С. 8 9.

.

В настоящее время в рамках Комиссии Правительства Российской Федерации по защитным мерам во внешней торговле и таможенно - тарифной политики проводится работа по уточнению списка товаров, происходящих из развивающихся стран и в отношении которых будут предоставляться тарифные преференции. С учетом складывающейся экономической ситуации в России предполагается значительно сократить список данных товаров.

Необходимо отметить, что проблемным остается вопрос о распространении беспошлинной торговли на все товары, происходящие из государств- участников СНГ Евстигнеев В. Таможенная интеграция в СНГ как пример экономического псевдоморфизма// Вопросы
экономики. - 1999. № 12., хотя работа по формированию зоны свободной торговли проводится.

Примером этому служат введение в январе 1999 г. правительством Казахстана количественных ограничений на ввоз 21 товарно-отраслевой позиции в торговле с Россией Финансовые известия. - 12 января 1999 г., а также принятые Правительством Российской Федерации решения о взимания ввозной таможенной пошлины на белый сахар, происходящий из государств- участников СНГ, кроме стран-членов Таможенного союза. По данным II. Шуйского, в 1999г. во взаимной торговле государств Содружества действовали 108 изъятий из режима свободной торговли, в т.ч. Украина имела изъятия по 32 позициям, Узбекистан- по 29, Таджикистан - по 22, Беларусь и Казахстан - по 10 позициям товарной номенклатуры ВЭД Шумский Н. Формирование зоны свободной торговли государств Содружества// Вопросы экономики.-
1999.-№12.С. 96.

. Особо следует отметить, что данное решение было вызвано, в первую очередь необходимостью защиты отечественной сахарной промышленности.

Надо сказать, что в настоящее время таможенные платежи составляют около одной трети доходной части федерального бюджета. Этот показатель свидетельствует о достаточно большой зависимости бюджета от ВЭД, а также о том, что таможенная политика в настоящих условиях играет крайне важную роль.

С учетом изложенного можно сделать вывод о том, что в современных условиях при определении уровня таможенно-тарифного обложения в целом и разработке предложений по установлению конкретных размеров ставок таможенных платежей основными приоритетными задачами, решение которых должно обеспечиваться с помощью тарифа, являются следующие:

1. Обеспечение формирования доходной части федерального бюджета за счет таможенных платежей.

2. Защита отечественного рынка и создание возможностей для развития национального производства.

3. Создание необходимых предпосылок, стимулирующих развитие конкуренции.

4. Получение торгово-политических уступок от стран - торговых партнеров Российской Федерации.

5. Обеспечение решения социально значимых задач, создание возможностей для смягчения кризисных ситуаций и социальной напряженности.

Очевидно, что при разработке мер таможенно - тарифного регулирования необходим учет всех перечисленных выше факторов. Однако особо следует отметить тот момент, что в связи с вступлением России в ВТО ставки таможенного тарифа неизбежно станут предметом переговоров, что является сдерживающим фактором при выработке оптимальных, с точки зрения других факторов, уровней тарифных ставок Никольский С.О внешних таможенных пошлинах. М.: 1865. С. 8 9..

Другим важным обстоятельством, к сожалению, до сих пор не получившим должной реализации, является необходимость рассмотрения таможенного тарифа как неотъемлемой части налоговой системы. Это означает, что необходимо рассматривать таможенные платежи в тесной взаимосвязи с внутренними налогами, обеспечивая оптимизацию и структуры налогов в целом.


назад | 1 2 3 4 5  6 7 8  | вперед