Я люблю:

 
 
 
Rambler's Top100
 
 
 
 

дипломная работа «Изучение имени прилагательного в начальной школе по системе Занкова»

Вид:дипломная работа

Описание

Лингвистические основы изучения имени прилагательного в начальных классах. Психолого-педагогические основы изучения имени прилагательного в начальных классах. Методика работы над именем прилагательным по системе развивающего обучения Л.В. Занкова.

Скачать бесплатно [112 K]


я с именем прилагательным;

составление таблицы изучаемых частей речи.

Тема «Число имен прилагательных»

Выводы из предыдущей темы помогут учащимся догадаться, что имена прилагательные могут изменяться и по числам, поскольку они согласуются с именем существительным, зависят от него. Подтверждение этому легко найти в предложениях. Знакомство с новой темой уместно в данном случае построить не по индуктивной программе наблюдений, а, наоборот, дедуктивно, выдвинув гипотезу и проверяя ее.

Гипотеза: возможно, что прилагательное, зависщее от имени сущесвительного, принимает не только род существительного, но и число. На основе анализа текста составляется таблица:

Имя существительное

Его мн.ч.

Имена прилагательные во мн. ч.

Их окончания


Дуб

Березка

песня

дубы

березки

песни Могучие, старые

Белые, зимние

Звонкие, веселые

-ие ,-ые

-ые, -ие

-ие, -ые


Гипотеза подтверждается примерами: по-видимому, все прилагательные могут иметь форму множественного числа; форма множественного числа отличается от формы единственного числа; от имени существительного к прилагательному может быть поставлен вопрос к а к и е?. единый для всех трех родов существительного и. следовательно, и прилагательного тоже. И главное:

окончание у вопроса ударяемое, по нему можно проверить безударные окончания имен прилагательных.

Продолжая наблюдения, дети приходят еще к одному, не менее важному выводу: окончания множественного числа прилагательных едины для всех трех родов: -ые, -ие.

Дальнейшую работу над темой излагаем в форме напоминаний, т.е. сокращенно:

закрепление теоретических выводов, повторение основных понятий раздела «Части речи»:

языковой анализ текста с акцентом на изучаемую тему:

построение разнообразных словосочетаний в рамках темы;

употребление имен прилагательных во множественном числе (именительный падеж) в предложениях и в тексте:

окончания имен прилагательных во множественном числе, составление алгоритма их проверки:

построение моделей словосочетаний с именами прилагательными:

подбор прилагательных к данным существительным;

обоснование выбора прилагательных («коммуникативная целесообразность» выбора);

роль прилагательных в тексте, в описании, их выразительные возможности.

Тема «Склонение имен прилагательных»

Эта одна из труднейших тем курса грамматики и орфографии в начальных классах, поскольку существует сложная система согласования и проверки безударных окончаний Но есть и немалое достоинство: здесь почти нет нарушений данной системы, все подчинено правилам (напомним, что притяжательные прилагательные в начальных классах не изучаются).

Начинать новую тему следует, как и предыдущую, со связей имен прилагательных с существительными, к которым они относится. Читая и анализируя текст, учащиеся находят в нем словосочетания «существительное + прилагательное», выделяют их голосом и выписывают, задают вопрос к прилагательному. В тексте они встретятся и в именительном, и в косвенных падежах: вопрос существительному поможет определить падеж. Учащиеся убеждаются, что и сам вопрос к прилагательному - какой? можно просклонять:

И. к а к о и? к а к а я? к а к о е? к а к и е?

Р. к а к о г о? к а к о й ? какого? к а к и х? и т.д. (косвенные падежи мн. ч. изучаются по углубленным программам).

Внимание детей обращается на то, что все окончания вопроса ударяемые: это пригодится позже.

Далее следует синтетическая работа учащихся: они склоняют существительные с прилагательными: сразу берутся примеры с твердой и с мягкой основами. Склоняется, в сущности, словосочетание, записываются формы всех падежей, выделяются окончания имен прилагательных. Можно было бы поместить все три рода в одну таблицу склонения, но это громоздко, не поместится на странице.

Таблица склонения имен прилагательных

Мужской род

М

у ж с

кой род


И.

Р.

Д.

В.

Т.

П.

Карандаш (какой?)

Карандаша (какого?)

карандашу (какому?)

карандаш (какой?)

карандашом (каким?)

о карандаше (каком?)

желтый, желтого, желтому, желтый, желтым, желтом,

большой большое большом большой, большим большом

Синий

Синего

Синему

Синий

Синим

Синем
Форма винительного падежа для одушевленных существительных пока не берется
Женский род
И.

Р.

Д.

В. Т.

П.

лента

ленты

ленте

ленту

лентой

о ленте

(какая?)

(какой?)

(какой?)

(какую?)

(какой?)

(о какой?) желтая желтой, желтой, желтую, желтой, -ою желтой,

синяя

синей

синей

синюю

синей, -ею

синей


Средний род


И.

полотенце

(к а к о е?)

Желтое,

синее


Р.

полотенца

(к а к о г о?)

Желтого,

синего


Д.

полотенцу

(к а к о м у?)

Желтому,

синему


В.

полотенце

(к а к о е?)

Желтое,

синее


Т.

полотенцем

(к а к и м?)

Желтым,

синим


П.

о полотенце

(о к а к о м?)

Желтом,

синем


В результате практической работы и наблюдений дети делают выводы:

не только формы рода и числа, но и все падежные формы прилагательных зависят от имен существительных, к которым относятся, с которыми согласуются:

можно задать вопрос от существительного к прилагательному, и окончание этого вопроса, всегда ударяемое, будет совпадать с окончанием прилагательного в том же падеже. Возможно, что сам вопрос - тоже имя прилагательное. Впоследствии, когда будут изучаться местоимения (вопросительные), дети поймут их роль и название. Такие «открытия» очень важны для методики: в них и перспективность, и опережение, и поисковые методики.

Продолжаем выводы - их делают учащиеся на уровне своих возможностей:

при склонении имена прилагательные имеют свои падежные вопросы, отличающиеся от вопросов имен существительных:

падежные вопросы имен прилагательных в основном различны по родам, но многие совпадают, особенно в среднем роде: он совпадает с мужским, кроме именительного и винительного падежей:

падежные окончания прилагательных различаются в зависимости от твердости/мягкости основы слова: о/е , ы/и, а/я. у/ю:

окончания могут быть ударяемыми и безударными. Правописание безударных окончаний проверяется ударными, в том числе и окончаниями вопроса того же падежа и рода.

Дальнейшие исследования учащихся: до сих пор мы изучали только единственное число в падежных формах. Нам предстоит изучить склонение во множественном числе. Как построить и провести такое исследование?

Углубление понятий: склонение как изменение имен по падежам мы применили к новой части речи - к прилагательному, при этом обнаружили несколько новых особенностей склонения (они названы выше). Значения падежей у прилагательных те же, что и у имен существительных, но они обогащены признаками, свойствами. Пополнился также термин падежные вопросы, а также термин падежные окончания.

Виды упражнений (кратко):

языковой анализ с акцентом на именах прилагательных:

языковой синтез - составление словосочетаний с именами прилагательными в различных вариантах:

полное склонение таких сочетаний устно и письменно:

составление предложений и текстов различных типов и методом конструирования, и по коммуникативной методике:

выбор прилагательных и обоснование выбора:

варианты перестройки предложений, их расширение, редактирование:

составление тематических групп имен прилагательных и словариков:

составление терминологического словарика по изученным темам курса и пр.

Исследовательские задания:

опираясь на темы раздела «Имя прилагательное», построить таблицу склонения во множественном числе, сделать выводы (формы падежей подскажет языковая интуиция),

исследовать окончания падежей во множественном числе, их написание:

построить задания для предполагаемых учащихся (ролевой момент):

представить себе, что вы ученики, на самом деле - учителя, а может быть, даже авторы учебника...

Углубленное исследовательское задание: в книгах вы встречаете прилагательные, разобрать которые пока не умеете. Ведь мы изучали далеко не все и про существительные, и про прилагательные (имеются в виду и краткие прилагательные, и степени сравнения и пр.). Попытайтесь определить их значения, формы, их роль в выражении мысли.

Виды обобщения по теме «Имя прилагательное»:

составление таблиц, схем, моделей, например склонения, где используются полные слова: используются только окончания и пр. Пример: общая модель изменения имен прилагательных, связь с именами существительными, формы рода, числа, падежные формы и пр.:

В предложении - второстепенный член, устное сообщение обобщающего типа на темы «Совпадающие падежные формы имен прилагательных»: «Падежные окончания, которые в безударном варианте трудно различимы на слух»: «Выразительная, изобразительная роль прилагательных (в тексте)»: «Группы прилагательных по значению»:

составление алгоритмов: порядок грамматического анализа имени прилагательного, алгоритм проверки написания безударного падежного окончания прилагательного и пр.

Опорная схема: трудные, легко смешиваемые падежные окончания:

Твор. и предл. пад. Вин. и гвор. пад. муж. и ср. р.: жен. р.:

-ым, -ом /им, -ем -ой, -ою/-ей, ею

Словообразование имен прилагательных

В данном случае элементы словообразования способствуют разграничению частей речи на основе сопоставления однокорневых слов. Детям даются слова, которые должны быть расположены в столбиках:

Имена прилагательные

Задача учащихся - объяснить разницу, признаки - лексические и грамматические, помогающие разграничить эти слова по частям речи.

Придет время, и они будут разграничивать еще и глаголы:

жизнь - живой - живет.

Различая части речи, дети используют:

а) признаки конкретного лексического значения:

б) признаки обобщенного значения: для существительных предметность, для прилагательного - признак, свойство:

в) грамматические значения как признаки частей речи:

г) формально-грамматические признаки, в первую очередь - окончания.

В данных примерах первый признак не столько разграничивает части речи сколько их сближает: но второй, третий и четвертый разграничивают. Второй аспект словообразовательной работы связан с разделом лингвистики: перед учащимися раскрываются механизмы морфемного способа образования новых слов, сначала без строгого выделения аффиксов: снег - снеговик - снеговой - снегопад, а затем и модельное, более строгое рассмотрение словообразовательных цепочек: дом - домик: сад - садовый: чудо - чудесный; прелесть - прелестный: полет - летный: учение - учебный и т.п.

При таком подходе выделяются суффиксы (чаще) и приставки (реже).

Можно сказать, что словообразование стучится в современную школу и его можно связывать как с разделом «Состав слова» («Морфемика»), так и с частями речи. Этот материал соответствует современным тенденциям развивающего обучения.

Понятий «производящая основа» и «способы словообразования» можно пока не вводить, но понятие «словообразование» постепенно наполняется содержанием. Практическая направленность словообразования требует образцов, а на продвинутых этапах обучения - моделей:

образцы: сталь - стальной, медь - ?, железо - ? и т. п.;

модели: имя существительное без суффикса + суффикс прилагательного: рис -рис-ов-ый; лун-а-лун-н-ый: пись-мо - пись-мен-н-ый

образование существительных от основы прилагательного:

чист-ый - чист-от-а: даль-н-ий - даль: зелен-ый - зелень:

словообразовательная цепочка: вода - вод-н-ый - вод-ник: сад -сад-ов-ый - сад-ов-ник:

игра-соревнование: образовать ряды родственных слов, объяснить их значения (чей ряд полнее, кто лучше объяснит).

Нетрудно заметить, что описанная работа учащихся опирается на практическое знание языка, на чутье языка, сформировавшееся еще до школы на основе аудирования и говорения. Ребенок на уровне внутренних обобщений усваивает модели словообразования, как и формы склонения.

Выводы

Таким образом, проведённый анализ психологической и педагогической литературы позволяет сделать следующие выводы:

1. Младший школьный возраст представляет собой один из наиболее важных и ответственных периодов в жизни ребёнка, в процессе его развития, так как именно в этот период закладываются основы развития как его учебной, так и трудовой деятельности, происходит изменение всех психических процессов, которые в свою очередь, коренным образом изменяют личность ребёнка.

2. Развивающее обучение - особый вид обучения, характеризующийся специфическим подходом к определению и реализации целей, его содержания, технологии и взаимодействия участников учебного процесса.

Система развивающего обучения Л.В. Занкова целостна, её части взаимосвязаны, каждая из них несёт в себе функцию, обеспечивающую общее развитие школьников.

Построение обучения строится на основе следующих дидактических нципов: обучение на высоком уровне трудности, высокий удельный вес эетических знаний, быстрый темп изучения программного материала, знание школьниками процесса учения, общее развитие всех учащихся.

Отбор содержания образования обуславливает и отбор методов обучения, наравленных также на общее развитие учащихся. Урок, благодаря богатому содержанию, методам, ориентированным на пробуждение самостоятельной мысли и чувств ребёнка, характеру взаимоотношений между учителем и учащимися приобретает черты нестандартности, яркости, мобильности. Задания носят разнообразный характер, что снижает возможность. возникновения перегрузки учащихся.

Изначальная ориентация на оценивание усвоения материала дополняется общим развитием ребёнка. Вторая задача становится приоритетной.

Глава 4. результаты экспериментального обучения.

Для проверки целесообразности и эффективности предложенной в данной квалификационной работе системы был поставлен эксперимент.

Цель эксперимента состояла в том, чтобы доказать эффективность работы над именем существительным по системе развивающего обучения Л.В. Занкова.

Основным методом проверки знаний, умений и навыков учащихся были письменные контрольные работы. Количественный и качественный анализ осуществлялся путём подсчёта реально допущенных ошибок.

На основе развивающего обучения учителя пришли к выводу, что дети на первом году обучения могут успешно усваивать грамматику на более высоком теоретическом уровне, чем это предусматривает программа для начальных классов [5,76]. В устах учителя-практика этот вывод звучит убедительно.

Усвоить какую-либо часть речи - значит осознать, что обозначают, выражают и какие грамматические формы имеют слова, относящиеся к данной части речи. Усвоение и использование грамматического понятия о данной части речи предполагает оперирование грамматическими формами слов. Так, овладение понятием «прилагательное», предполагает осознавание не только их значения, по формам изменения слов, охватываемых каждым из этих понятий, умение переходить от одной формы к другой (особенно важен переход от формы единственного числа к формам множественного числа, от начальной формы к формам косвенных падежей, и наоборот).

В условиях развивающего обучения младшие школьники овладевают морфологическими вопросами и при помощи их успешно дифференцируют слова разных лексико-грамматических разрядов, частей речи. При обучении по учебнику Поляковой дети научаются дифференцировать прилагательные по грамматическому значению при помощи вопросов уже на первом году обучения. Сошлемся здесь на данные контрольной работы, проведенной в классе (школа №11).

В качестве экспериментального материала были использованы следующие слова:: прилагательные- темный, зеленый, медвежьи, зимнее, смелое, рабочий, синь, столовая.

Здесь представлены прилагательные, у которых лексическое значение не совпадает или противоречит грамматическому значению.

Результаты выполнения задания отражены в таблице:

Количество Количество учащихся (%), Количество учащихся (%),

учащихся справившихся с заданием не справившихся с заданием

25 чел. (100%) 20чел.(80%) 5чел.(20%)

Имеющиеся у нас данные дают основание утверждать, что, на первом году обучения у школьников можно формировать такие грамматические обобщения, которые лежат в основе понятий о частях речи.

По ходу дальнейшего изучения частей речи систематически проводились контрольно-экспериментальные работы с целью проследить, как усваивают учащиеся понятия о прилагательном как о части речи, усваивают ли они в системах грамматические признаки изучаемых понятий, научаются ли оперировать этими признаками.

Для определения качества знаний учащихся экспериментальных классов, естественно, применялись обычные контрольные работы (так называемый грамматический разбор); мы проводили и специальные контрольно-экспериментальные работы. Возьмем одну из них.

Она была проведена с учащимися экспериментального класса- с учащимися, за которыми мы вели наблюдение в течение трех учебных лет: к концу третьего года обучения их было 25 человек. Работа заключалась в группировке, классификации слов по известным детям грамматическим категориям. При помощи этого приема, как известно, можно проверить не только наличие знаний, но и качество их, в частности прочность,системность и мобильность.

Экспериментальный материал составили слова: прилагательные-шумный, шумная, шумное, пыльный, пыльная, синий, синяя, голубое, дальний, осенняя.

Из этих слов можно составить группы по всем известным нашим третьеклассникам грамматическим категориям, в частности, по составу слова (по их структурам); по характеру основ (твердая, мягкая); по категории рода, числа и др.

Каждое слово было четко напечатано на отдельной карточке, чтобы дать возможность испытуемым перекладывать ее. Работа проводилась с каждым учеником индивидуально. Испытуемый имел возможность выполнить всю работу в одно занятие или в несколько, занятие продолжалось до тех пор, пока испытуемый работал охотно. В общем, дети работали с интересом, некоторые в два, некоторые в три приема.

В начале первого занятия экспериментатор вместе с испытуемым раскладывали все карточки на столе. Ученику предлагалось прочитать слова и сказать, по каким грамматическим признакам (категориям) можно разложить эти слова.

Все учащиеся обычно сразу говорили, что можно сгруппировать по составу (по структуре); некоторые указывали тут же, что прилагательные можно подобрать по роду, числу. Сразу или постепенно (по ходу работы), совершенно самостоятельно или при большей или меньшей помощи экспериментатора все наши испытуемые указывали известные им грамматические категории как основания для классификации слов, значительная часть учащихся называла нередко не одну какую-нибудь категорию, а две или даже три, например: прилагательное единственного числа, мужского рода, составление словосочетаний. Вслед за этим предлагалось провести группировку слов по составу, структуре, когда надо учитывать несколько элементов и их соотношение.

По одному известному признаку все учащиеся группировали слова легко и правильно; группировка слов по ряду признаков осуществлялась сравнительно легко и безошибочно подавляющим количеством испытуемых.

Выполнение Кол-во уч-ся Кол-во уч-ся

задания справившихся с заданием не справившихся с заданием

(всего 25 чел.)

1.Определение

рода 21чел. 4чел.

прилагательного

2. Определение

числа 24чел. 1чел.


назад | 1 2 3 4 5  6 7 8 9  | вперед