Я люблю:

 
 
 
Rambler's Top100
 
 
 
 

реферат «Основные обязанности гражданина РФ.»

Вид:реферат

Описание

Скачать бесплатно [68 K]



Новосибирская государственная академия экономики и управления

Кафедра государственно-правовых наук

Предмет: Конституционное право Российской Федерации

Курсовая работа

на тему:

Основные обязанности гражданина РФ

Проверил: Кручинин А.С.

Выполнил: студентка группы Ю-01

Хохрякова О.С.Новосибирск 2002г

1Введение. 2
1.ОСНОВНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА. 3
Основные обязанности. 3
Характеристика обязанностей. 7
2.ЕДИНСТВО КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И ОБЯЗАННОСТЕЙ. 11
3.ПРИЗНАКИ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ, СВОБОД И ОБЯЗАННОСТЕЙ. 13
Юридическая природа конституционных прав и обязанностей человека и гражданина. 16
3. СИСТЕМА, КЛАССИФИКАЦИЯ И ВИДЫ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ, СВОБОД И ОБЯЗАННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ. 19
Место конституционных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина Российской Федерации в системе прав и обязанностей личности. 19
Классификация конституционных прав, свобод и обязанностей. 25
Обязанности граждан в сфере государственной и общественно-политической жизни и деятельности. 30
Обязанности в сфере экономической, социальной и культурной жизни. 31
4. РЕАЛИЗАЦИЯ КОНСТИТУЦИОННЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ лиЧНОСТИ. 32
Место гарантий в механизме реализации прав и свобод. 32
Назначение гарантий. 34
Заключение 36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 37
Введение.
Основные обязанности человека и гражданина являются основополагающими (вместе с правами и свободами) понятиями в вопросе о правовом статусе личности. Но поскольку правам и свободам в современной литературе уделяется большое внимание, моим решением было рассмотреть именно обязанности. Именно в обязанностях раскрывается связь человека и гражданина с государством. Обязывающие нормы помогают проследить те моменты, в которых государство выступает не только как «даритель» (прав, свобод...) но и как непосредственный «получатель». В современном развивающемся обществе, с постепенным переходом к правовому государству очень важно четко определять и прослеживать связь государства и личности, развитие и становление правового статуса личности.
Обязанность независимо от оснований ее возникновения с большей или меньшей степенью конкретности программирует поведение, за пределы которого обязанное лицо выйти не может. Воля последнего в выборе варианта поведения детерминирована нормой права или волей управомоченного лица, предписывающими то или иное поведение, целесообразность которого в сложившейся ситуации определяет не обязанное лицо, а его контрагент или законодатель. Поэтому обязанность сковывает инициативу, предоставляя субъекту только свободу для выбора возможного варианта поведения.
Различие между правами и обязанностями проявляется в стимулах их реализации . В отношении субъективного права это интерес, формируемый жизненными обстоятельствами. Без него право бездейственно. У обязанности иной правовой источник стимулирования - возможность применения принуждения.
Наибольшая свобода правового субъекта налицо, когда он по своему усмотрению определяет как цели, так и средства к их достижению. В тех случаях, когда цели заданы, субъект может выбрать лишь средства. В такой ситуации государство заинтересовано в реализации правовых средств, будь то обязанности или субъективные права. Поэтому законодатель, предоставляя права и возлагая обязанности, должен учитывать механизм их действия. Наделение субъективными правами оправдано тогда, когда субъект сам стремится к их реализации. В противном случае на него должна быть возложена правовая обязанность. Нарушение этой закономерности ведет к разлаженности правового механизма, утрате его упорядочивающего общественные отношения качества.
Так как сейчас страна находится в промежуточной стадии перехода к правовому государству, вопрос о правовом статусе личности и конкретно вопрос о конституционных обязанностях имеет немаловажное значение.
Целью моего исследования является рассмотрение обязанностей как отдельного правового явления и в совокупности с конституционными правами и свободами. Определить классификацию обязанностей и их место в системе правовых норм.
1.ОСНОВНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА.

Если правам и свободам личности в действующей ныне Конституции и в литературе уделяется большое внимание, то этого нельзя сказать об основных обязанностях. В Конституции содержатся лишь пять статей, посвященных обязанностям. В литературе же имеются лишь отдельные статьи, в которых они анализируются.
Особенность закрепления обязанностей в Конституции РФ заключается в том, что обязанности не выделены в отдельный раздел или параграф.
Основные обязанности.
1.
Обязанность соблюдать Конституцию РФ и законы РФ. Это универсальная обязанность любого лица, находящегося на территории РФ.
2. Обязанность платить законно установленные налоги и сборы (ст.57). Законодательные собрания субъектов федерации сотворили очень много налогов незаконных. Есть налоги, есть сборы, а есть платежи иного характера, которые по сути сборы, но таковыми не называются (напр., обязательный платеж за пожарную охрану). С принятием и введением в действие Налогового Кодекса РФ ситуация кардинальным образом должна измениться.
3. Обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относится к природным богатствам (ст.58).
4. Ст. 59 "О защите Отечества...". п.1 - защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РФ. Обязанность предполагается из взаимоотношений государства и гражданина. А вот слово "долг" - напр., обязательство, которое индивид должен исполнить. В конкретном употреблении слово "долг" абсурдно, оно появилось в конституции или из-за плохой юридической техники или это просто заимствование из Конституции СССР. п.2 - гражданин несет военную службу в соответствии с федеральным законом. Отдельно субъекты федерации не могут создать свои правила несения военной службы. Например, Татарстан, а вернее его представитель заявил, что солдаты Татарстана в Чечню не поедут, хотя он не имел права на такое заявление. п.3 - гражданин имеет право на альтернативную гражданскую службу, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит служба в армии. Как доказать истинность своих убеждений? Необходимо обязательно предоставить доказательства своих убеждений, это зарубежная практика, в России же таких условий нет. Сегодняшняя проблема состоит в отсутствии закона "Об альтернативной службе". Этой проблемой занимается много уч¸ных, подходы: 1) Альтернативную службу необходимо сделать равной с военной, но разрешить служить по месту жительства, разрешить уходить на ночь домой, род службы выбирать самому. 2) Срок альтернативной службы увеличить вдвое (это правильно, поскольку при военной службе интенсивность больше, существует постоянная угроза жизни), место службы по распределению, режим в любое время, в любом месте, что бы можно было использовать силы и умения призывника.
5. Обязанность родителей заботится о детях, и обязанность совершеннолетних детей заботиться за престарелыми родителями.
6. Обязанность получить общее среднее образование.
7. Обязанность беречь историческое и культурное наследие.
8. Иногда выделяют такую обязанность, как обязанность своими действиями не нарушать права и свободы других субъектов.
Правовой статус личности характеризуется не только правами и свободами, но и обязанностями. Эти обязанности затрагивают многообразные сферы отношений, в которых субъектом выступает человек.
Обязанности различны по своей природе. Одни из них вытекают из принадлежности лица к гражданству государства, другие - не связаны с таким статусом и возлагаются на каждого. Обязанности может порождать членство лица в местном сообществе или в различного рода объединениях ( политических, экономических, по интересам и т.д. ). Широкий круг обязанностей формируется в связи с обладанием лица определенным статусом - рабочего, служащего, учащегося, собственника имущества, обвиняемого, свидетеля и т.п.
Обязанности фиксируются в различных формах, в том числе неправовых. Так, обязанности членов различных общественных объединений определяются в их уставах; многие обязанности закрепляются правилами внутреннего распорядка ( в ВУЗах, учреждениях и т.п. ). Значительная их часть устанавливается правовыми нормами, причем всех без исключения отраслей права - в сфере отношений, составляющих предмет отрасли.
Конституционно-правовое регулирование в целом тоже связано с закреплением обязанностей лица. Но в отличие от других отраслей конституционное право выполняет здесь двоякую роль.
Подобно всем отраслям права, оно закрепляет круг обязанностей лица как субъекта конституционно-правовых отношений - обязанности лица как избирателя, как депутата, как члена различных органов государственной власти и органов местного самоуправления, как обладателя многих других конституционно-правовых статусов.
Вместе с тем конституционное право выполняет в закреплении обязанностей человека и гражданина и специфическую роль. Оно закрепляет основные обязанности человека и гражданина, которые: 1) имеют всеобщий характер, 2) не зависят от конкретного правового статуса лица, 3) закрепляются на высшем, конституционно уровне.
К таким обязанностям отнесены те, осуществление которых обеспечивает нормальное функционирование самого государства, а тем самым и жизнедеятельность общества. Причем в зависимости от своей специфики одни обязанности распространяются на каждого человека, другие - только на гражданина Российской Федерации.
В конституционно закрепленных основных обязанностях выражены наиболее важные требования - ответственности личности перед обществом, гражданина перед государством, надлежащего отношения гражданина к государственным и общественным интересам, активного включения его в охрану этих интересов. Ведь сущность гражданства, как отмечалось выше, состоит совокупности взаимных прав, обязанностей и ответственности человека и государства.
Соблюдение основных обязанностей обеспечивается всеми мерами правового и общественного воздействия. Ответственность за их несоблюдение зависит от характера нарушения, сферы отношений, к которым оно принадлежит. Текущее законодательство предусматривает дифференцированную систему мер ответственности. За наиболее тяжкие нарушения обязанностей гражданами в предусмотренных законом случаях к ним могут применяться меры уголовной ответственности, влекущие ограничения возможности использовать в полной мере и конституционные права и свободы.
Таким образом, основные обязанности - это конституционно закрепленные и охраняемые правовой ответственностью требования, которые предъявляются человеку и гражданину и связаны с необходимостью его участия в обеспечении интересов общества, государства и других граждан.
Важнейшей обязанностью гражданина, так же и любого иного лица, проживающего в Российской Федерации, является соблюдение Конституции и законов. Эта обязанность граждан Российской Федерации зафиксирована в главе об основах ее конституционного строя (ст.15).
Режим законности - незыблемая основа порядка, стабильности в государстве, обществе, в жизни каждого человека.
Обязанность соблюдать Конституцию и законы универсальна, распространяется на всех субъектов правоотношений. Конкретно как обязанность человека и гражданина она выражается в необходимости у него стойких установок на правомерное поведение во всех сферах жизни и деятельности.
Однако обязанность соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации не ограничивается требованием не нарушать их предписаний.
Соблюдение Конституции и законов предусматривает и позитивный аспект - своей деятельностью, образом жизни человек ( гражданин ) должен действовать практической реализации принципов Конституции, положений законодательства.
Конституция и законы наиболее обобщенно отражают весь строй общественных отношений, принятые в государстве и обществе нормы, правила поведения людей, которых должен придерживаться каждый человек и гражданин. Любое нарушение этих норм связано с ущемлением интересов государства, общества, граждан.
Конституционно закреплена обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы ( ст.57 ).
Данная обязанность каждого человека и гражданина в конституциях советского типа не закреплялась.
Это можно объяснить тем, что в условиях господства социалистической собственности, когда государство закрепляло в себе единственного, по сути дела, собственника, подавляющая часть государственного бюджета формировалась за счет поступлений от социалистических предприятий и организаций. Налоги с населения составляли очень малую величину.
Обязанность граждан платить налоги была конституционно закреплена впервые с переходом к рыночной экономике. И это вполне закономерно. Развитие частной собственности, свобода предпринимательства, значительное сокращение сферы государственной собственности связаны с новыми подходами к налоговой системе. Число налогообязанных субъектов меняется качественно, расширяются и виды налогообложения.
В связи с этим значение налогов с граждан и других лиц, подлежащих налогообложению, в государственном бюджете кардинально меняется.
Важно и то обстоятельство, что в закреплении такой обязанности прежде не было необходимости, ибо все налоги добровольно-принудительно вычитались из заработной платы в организованном порядке, не требующем какой-либо инициативы со стороны человека.
В условиях, когда существуют свобода предпринимательства, многообразные формы экономической деятельности, различные не контролируемые и не учитываемые государством источники доходов, уплата налогов уже связана с инициативой человека, обязанного сообщать о своих доходах в налоговые службы, заполнять декларации о доходах.
Вот почему обязанность платить налоги в новой Конституции РФ закреплена как одна из важнейших.
От добровольного исполнения этой обязанности в значительной мере зависят выполнение государством своей социальной роли, иных видов государственной деятельности, охрана его суверенитета, обороноспособность, в чем кровно заинтересован каждый гражданин.
Закон устанавливает для граждан дифференцированные ставки налогов с учетом доходов того или иного лица. Тем самым государство стремится к тому, чтобы в возможно большей степени сбалансировать доходы различных категорий граждан- уменьшить разрыв доходов высоко- и низкооплачиваемых категорий.
Ст.57 Конституции закрепляет, что законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
Закрепляется обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам ( ст.58 Конституции ).
Природа как внешняя среда обитания человека в век научно-технического прогресса требует особых мер охраны государством и обществом. Но в ней должен участвовать и каждый человек - главный «потребитель» природы.
За последнее время принят ряд законов об охране природы, атмосферного воздуха, животного мира. Многие нормы этих законов определяют поведение граждан при использовании природных богатств. Обязанностью граждан является соблюдение установленных правил, активное противодействие их нарушениям со стороны других лиц. Введена или повышена плата за пользование природными ресурсами.
Сохранение природы и окружающей среды из-за их варварского использования за все годы советской власти трансформировалось, по сути, в их восстановление, спасение от гибели. Это, естественно, дело общегосударственное, требующее огромных материальных затрат, внедрения новых технологий, замены устаревшего оборудования и т.д. Однако и посильное участие каждого гражданина в сохранении природы внесло бы важный вклад в поддержание невосполнимого богатства, которое мы должны передать будущим поколениям россиян.
В ст.59 Конституции РФ закреплено, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РФ.
Гражданин РФ несет военную службу в соответствии с федеральным законом. Федеральный закон от 28 марта 1998г. «О воинской обязанности и военной службе» определяет условия прохождения военной службы в рядах Вооруженный Сил Российской Федерации, порядок призыва, льготы по призыву, сроки службы, условия ее прохождения и т.д.
Конституция РФ закрепляет возможность замены военной службы альтернативной гражданской службой в случае, если убеждениям лица или вероисповеданию противоречит несение военной службы (ч.3 ст.59 ).
В настоящее время осуществляется военная реформа, одним из направлений которой является переход армии на профессиональную, контрактную основу формирования.
Характеристика обязанностей.

Отсутствие в литературе полновесного анализа понятия обязанностей вовсе не означает недооценки их роли в правовом регулировании поведения членов нашего общества. Напротив, все авторы, в той или иной мере затрагивающие проблему обязанностей, довольно единодушно подчеркивают их важное значение в укреплении общественной дисциплины и правопорядка. Видимо, причина недостаточной разработки понятия юридической обязанности заключается в другом - в кажущейся простоте . "В Уголовном кодексе, в законах, регулирующих финансовую деятельность государства, административную деятельность государства и т.д., всюду мы найдем указания на известного рода обязанности и повинности гражданина ".
Конституционные обязанности личности - лишь небольшая часть всех тех обязанностей, которые закон возлагает на нее. Они отличаются от прочих обязанностей граждан рядом особенностей, и все же можно говорить о едином понятии юридической обязанности независимо от того, в каком нормативном акте она записана.

Как известно, правовая норма, закрепляя должное поведение людей, регулирует их деятельность посредством установления либо прав, либо обязанностей. Категория "должное поведение", т.е. поведение, обеспечиваемое принудительной силой государства и соответствующей санкцией в юридической норме, отражает специфику права в целом, отличие правовых от всех других социальных норм. Однако она не дает достаточного представления о правах и обязанностях как таковых, не делает между ними каких-либо различий. Они в рамках должного существуют в степени долженствования, хотя эту

степень категория "должного" не в состоянии выразить. Она не может быть с надлежащей полнотой отражена в категориях "возможности" и "необходимости".

Правовая необходимость полнее всего раскрывает существо юридической обязанности. Она, с одной стороны, указывает, что эта обязанность существует и развивается в рамках должного, установленного законом и обеспечиваемого государством поведения. С другой же стороны, она выражает содержание обязанности и присущую ей специфику. "Необходимость" для раскрытия обязанности играет такую же роль, какую в понятии прав и свобод личности выполняет "возможность".

В данном случае необходимость указывает то направление, в котором должен идти научный поиск при определении понятия юридической обязанности. Очевидно, юридическая обязанность есть не просто должное (правомерное) поведение, а это также и характеризуемое определенным качеством (вид) и находящееся в определенных границах (мера) поведение. Здесь налицо переход от сущности первого порядка к сущности второго порядка. Вторая выражает специфику правовой обязанности полнее и глубже, чем первая, и потому она является содержательнее ее.

Н.С. Братусь и С.Ф. Кечекьян определяют обязанность не через "должное", а через "долженствование". По мнению С.Н. Братуся, "обязанность, будучи мерой поведения, означает "долженствование", необходимость этого поведения со стороны обязанного лица...".

"Долженствование", как и "необходимость", в отличие от "должного" выражает внутреннюю сторону обязанности. Оно позволяет взглянуть на обязанность как бы изнутри ее, со стороны обязанного субъекта, а не государства, установившего должное поведение и озабоченного тем, чтобы оно было исполнено.

С.Ф. Кечекьян, раскрывая понятие обязанности через "долженствование", трактует его как "необходимость" и в своем определении предпочитает использовать термин "необходимость", хотя и оговаривается, что употребление этого термина связано с некоторыми неудобствами. С.Ф. Кечекьян считает, что "правовая обязанность есть обусловленная ... необходимость определенного поведения". Поскольку необходимость чаще всего употребляется в философском значении и здесь не связана с действующими в природе и обществе закономерностями, то он поясняет: необходимость употребляется не только в философском, но и в других смыслах.

Термин "необходимость" в данном случае используется в смысле "социальной связанности" поведения обязанного


назад |  1 2 3 4 5 6  | вперед